Федеральная служба государственной статистики  свою деятельность осуществляет непосредственно и через территориальные органы.  


Мособлстат - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики.
 
Основная задача Мособлстата - сбор и обработка официальной статистической информации  о социально-экономическом, демографическом и экологическом положении области, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации,  контроль в сфере государственной статистической деятельности.

 

Для выполнения своих основных задач Мособлстат наделен полномочиями, основными из которых  являются:

-обеспечение выполнения федерального плана (перечня) статистических работ;

- подготовка, проведение статистических обследований и формирование на их основе официальной статистической информации по Московской области,  осуществление подготовки и проведения Всероссийской переписи населения на территории области в соответствии с официальной статистической методологией;

-обеспечение пользователей официальной статистической  информацией, данными бухгалтерской отчетности в установленном порядке и на основе договоров об оказании информационных услуг;

-обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, режим хранения и защиты полученной информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, иной конфиденциальной информации;

-обеспечение в установленном объеме поступления доходов в Федеральный бюджет от оказания платных услуг (работ).

 

Мособлстат свою деятельность осуществляет во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Московской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, расположенными на территории Московской области.

 

Информационной основой для разработки и формирования официальной статистической информации с использованием общероссийских классификаторов является Статистический регистр.

 

Первостепенной целью создания Статрегистра является формирование в органах государственной статистики полной, достоверной и актуальной информационной основы для проведения федеральных статистических наблюдений, включающей данные о различных категориях хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

 

Таким образом, Статрегистр позволяет организовать и провести федеральные статистические наблюдения на единой информационной основе в соответствии с принятой в международной статистической практике методологией, изучить деятельность предприятий различных форм собственности, организационно-правовых форм, направлений деятельности и др.

 

Использование Статрегистра лежит в основе подготовки официальной статистической информации.

 

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» и изменениями к нему с 1 июля 2002г. введен новый порядок государственной регистрации юридических лиц, а с 1 января 2004г. – индивидуальных предпринимателей.

 

Процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена на налоговые органы.

 

В условиях постоянного увеличения объема обрабатываемой информации, увеличения  объема обрабатываемой информации и  постоянного дефицита численности специалистов Мособлстата, вопрос повышения качества и достоверности статистических данных решается комплексом мер. Одна из которых - применение современных технологий в процессе сбора, обработки и выпуска информационных статистических материалов.

 

Модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий является одной из основных задач Федеральной целевой программы «Развития государственной статистики России в 2007-2011 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.10.06 № 595.

 

Действующая в Мособлстате в настоящее время  технология сквозной обработки статистической отчетности «район-область» позволяет создавать информационные ресурсы на уровне района и города и оперативно обеспечивать запросы органов местного самоуправления и других потребителей информации, существенно сокращая срок подготовки информации и улучшая качество поступающей отчетности за счет реализации встроенных в программное средство автоматизированных контролей.

 

Для реализации данной технологии в 2006 году внесены изменения в электронные версии в программе «Пермстат» по 128 формам статистической и бухгалтерской отчетности, в целях улучшения качества информации  разработаны и доработаны контроли по 19 форм статистической отчетности

Мособлстат последовательно реализует технологию получения отчетов от хозяйствующих субъектов в электронном виде.

 

Электронные таблицы форм государственных статистических наблюдений, разработанные в ПП «Пермстат»,  размещены на WEB-сайте Мособлстата http://msko.fsgs.ru, что обеспечивает хозяйствующим субъектам постоянный доступ к обновленным электронным бланкам статотчетности.

 

Основным требованием при сборе статистической информации, необходимой для проведения государственного статистического наблюдения, является полнота, достоверность и своевременность получения статистических данных от хозяйствующих субъектов.

 

Для обеспечения отчетной дисциплины в своей деятельности Мособлстат руководствуется Порядком представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 620


Кроме Федеральных государственных информационных ресурсов недостающая информация для органов государственной власти и органов местного самоуправления  формируется органами статистики на основании проведения региональных статистических наблюдений.

 

В 2007 году  Мособлстатом проводятся региональные статистические наблюдения  с целью получения информации:

          -для проведения мониторинга инвестиционной деятельности иностранных инвесторов   на территории Московской области;

           -для проведения анализа состояния и развития агропромышленного комплекса Московской области, организации выполнения приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Московской области и реализации Программы Правительства Московской области «Повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций Московской области на период 2006-2010 годов»;

           -для осуществления функций управления рынком туристских услуг на территории Московской области: прогнозирования, планирования, руководства, координации и контроля для оценки уровня инновационной активности организаций и их инновационного потенциала;

            -для проведения мониторинга рынка социальных услуг для молодежи Московской области.


Региональные наблюдения проводятся  на территории Московской области и по специальным программам.

 

В зависимости от решаемых задач и поставленных целей в отдельных муниципальных  образованиях Московской области   проводятся дополнительные статистические наблюдения  по постановлению Главы муниципального образования. 

В целом информация, полученная по результатам региональных наблюдений, позволяет оперативно принимать более эффективные управленческие решения.

 

Результатом статистической деятельности является  формирование сводной официальной статистической информации и представление ее в установленном порядке заинтересованным лицам, а задача - сделать ее доступной всем категориям пользователей.

 

Для обеспечения перечислений доходов в федеральный бюджет Мособлстат согласно Положению оказывает  информационные услуги на основе заключаемых договоров на представление официальной статистической и иной информации.

 

Услуги, оказываемые Мособлстатом, согласно действующему законодательству предоставляются на платной основе (в соответствии с методикой.

 

Основными потребителями информации являются органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления. Работа в этом направлении осуществляется на основе ежегодно заключаемых Государственного контракта с Министерством экономики Московской области - государственным заказчиком и муниципальных контрактов (договоров) с главами муниципальных образований.

 

Наряду с комплексными годовыми сборниками, характеризующими демографическое, социальное и экономическое состояние Московской области и ее муниципальных образований,  Мособлстат выпускает тематические сборники и бюллетени по отдельным направлениям экономики и социальной сферы: «Финансово-хозяйственная деятельность организаций»; «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций»; «Инвестиции в Московской области»

 

Тенденции демографических процессов, изменение численности населения и его половозрастная структура, миграция освещены в годовых сборниках: «Численность и состав населения Московской области»; «Воспроизводство населения в Московской области»; «Миграция населения на территории Московской области». Выпущено 11 томов сборника с итогами Всероссийской переписи населения 2002 года.

 

По итогам  Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года  выпущено 6 томов сборников.

 

Одной из крупномасштабных работ проводимой органами статистики является перепись населения.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7-р установлена дата проведения очередной Всероссийской переписи населения – октябрь 2010 года.

 

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, относящихся к численности и структуре населения, его распределению по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками.

 

Данные Всероссийской переписи населения необходимы, прежде всего, для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития области.

 

Основной переписи населения предшествовала пробная.

 

В 2008 году пробная перепись населения прошла на части муниципального образования «Городской округ Балашиха» Московской области (часть г. Балашиха и 12 сельских населенных пунктов).

 

Московская область один из наиболее густонаселенных субъектов Российской Федерации, население, которого имеет сложную социальную структуру, что представляет особый интерес для отработки организационных, методологических и программных положений переписи населения: использование метода заполнение переписных листов самим населением; отработкой мер по учету переписью незарегистрированных мигрантов и бездомных; меры по сохранению конфиденциальности полученных от населения сведений и т. д.

 

ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены.

 

Для расчета индекса потребительских цен используется информация, формируемая на основе наблюдения за потребительскими ценами, которое проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. На территории Московской области в 12 районных центрах ежемесячно обследуется  510 товаров-представителей, еженедельно -  37, входящих в стоимость необходимого социального набора. Кроме того, для органов власти в 28 районах и городах ежемесячно осуществляется наблюдение по 96 товарам – представителям, еженедельно - по 37 (2 раза в месяц).

   

Наблюдение за ценами (тарифами) осуществляется в организациях розничной торговли (включая комиссионные), общественного питания и сферы услуг всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной, смешанной и общественных объединений, организаций) и организационно-правовых форм.

 

Большое значение для расчета ряда макроэкономических показателей имеет информация, которая формируется на основе выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. На территории Московской области обследуется 1010 семей, из них 200- в сельской местности.

 

Данные обследования бюджетов домашних хозяйств используются на региональном уровне для: построения индекса потребительских цен; анализа показателей общего объема оборота розничной торговли и платных услуг; анализа уровня жизни населения; расчета величины прожиточного минимума; разработки и осуществления мероприятий по социальной защите населения.

 

В целях обеспечения выполнения  мероприятий по реализации Федерального закона от 6.10.03 № 131-ФЗ Росстатом  разработан Перечень показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования. На основе этих показателей органы государственной статистики формируют базу данных показателей муниципальных образований.

 

В настоящее время большое  внимание  уделяется совершенствованию статистических показателей, характеризующих ход реализации приоритетных проектов, направленных на улучшение качества жизни населения в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем, развития агропромышленного комплекса.

 

В июне 2009 года Подмосковной статистике исполнилось 174 года. Московский губернский статистический комитет был создан в 1835 году. Основной функцией Комитета были подготовка и обработка данных о народонаселении, как «Главном предмете статистики».

 

С тех пор статистики прошла деятельный путь становления и развития, она всегда была необходимым и эффективным инструментом государственного управления, позволяющим анализировать прошлое, описывать настоящее и прогнозировать будущее.